30 июля, 2012

Минно-тральный корабль ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ, бортовой номер 770

ФОТО-ВМФ / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Минно-тральный корабль ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ, бортовой номер 770
184-я бригада охраны водного района Новороссийской базы ЧФ РФ.
170-й дивизион тральщиков (Новороссийск).
Проект 266МЭ, шифр «Аквамарин-М»
Seagoing minesweeper Valentin Pikul'
Hull Number 770
Project 266ME Aquamarine-M
Новороссийская Военно-Морская База.
Краснознамённый Черноморский флот.
Новороссийский морской торговый порт (НМТП).
Бухта Цемесская (Новороссийская). Черное море.
* * *
Семь футов под килем, "Валентин Пикуль"!
20 января 2002 года на морском тральщике, которому присвоено имя писателя-патриота, поднят Военно-морской флаг. Позволю себе сперва вернуться в начало 90-х годов утекшего века, полных смуты, социальной вражды и политической неразберихи. Человеческая природа обладает прекрасным защитным свойством: притуплять со временем остроту прежних чувств. Не окажись его, люди просто не выдерживали бы копящихся в их судьбах бед, сомнений и противоречий. Приоткрываю вот сейчас какую-то невидимую заслонку памяти, и оттуда, из начала 90-х, доносятся гулы митингов, публичные истерики политиков, рвущих на куски страну и хающих собственную армию, сердце вновь чувствует боль и тревогу, глаза видят стариков, просящих подаяния, грязные, пахнущие порохом улицы, пустые магазины. Мы все, каждый по-своему, виноваты в этом. Мы это прошли, пережили и начинаем потихоньку забывать в новых заботах дней нынешних. Но пережили и выжили не все. Одним из тех, кто не пережил и не выжил, был замечательный русский писатель Валентин Саввич Пикуль, умерший в июле 1990-го в уже одуревшей от русофобии Риге. Сердце не выдержало. Переживший школьником-подростком первый страшный год Ленинградской блокады, вывезенный потом из города по ладожскому льду в Архангельск, он сбежал из дома, чтобы поступить в Соловецкую школу юнг. И уже в декабре 1942-го принял присягу и был направлен на эскадренный миноносец "Грозный". Воевал на нем до Победы. Вернулся с тремя медалями. И с тех пор решил посвятить себя писательскому служению Российскому флоту. Человек-подвижник, он организовал свою последующую жизнь так, чтобы вся она была посвящена избранной цели и любимой работе. Писательская судьба Валентина Пикуля оказалась непростой: идеи державности, воинской чести и русского национального патриотизма принимались в штыки ревнителями советской государственной идеологии, замешенной на интернационализме. Пикуль как рудокоп открывал перед нами драгоценные пласты пребывавшей в общественном забвении российской истории. На его морских романах "Океанский патруль", "Моонзунд", "Реквием каравану РQ-17", "Три возраста Окини-сан", "Крейсера" и других воспитывало себя несколько послевоенных поколений флотских офицеров. Да и не только флотских. Спустя несколько лет после смерти писателя мне довелось принять участие в вечере, посвященном его памяти. Состоялся он в Главном штабе ВМФ. На вечере присутствовала вдова писателя Антонина Ильинична, фронтовые товарищи Валентина Саввича, его соратники по писательскому труду и, конечно же, военные моряки. Там среди прочего другого и прозвучало мною впервые услышанное предложение: присвоить имя Валентина Пикуля одному из новых кораблей ВМФ. Предложение единодушно было поддержано собравшимися. Но мало ли, право, благих предложений звучит на таких вечерах! Дистанция между ними и делом чаще всего непреодолимая. Показалось поначалу, что и это намерение из их числа. Время-то было смутное, военный бюджет трещал по швам, и не то что на строительство новых кораблей - на денежное содержание офицеров и мичманов средств постоянно не хватало. Тральщик "Валентин Пикуль" начали было строить, но сделали только корпус, который надолго замер у заводской стенки в качестве "долгостроя". Как некий символ российской государственности тех времен. Общероссийская общественная организация "Движение в поддержку флота" не раз поднимала вопрос о необходимости завершения строительства корабля. И даже призывала всем миром собрать на это средства. Но много ли добровольных пожертвований можно извлечь из наших скудных карманов? А занятым дележом общенародного достояния олигархам до нужд Российского флота никакого дела не было. И все-таки свершилось! В минувшее воскресенье, 20 января 2002 года, в городе Ломоносове Ленинградской области состоялся торжественный подъем российского Военно-морского флага на морском тральщике "Валентин Пикуль". Тральщик построен на Средне-Невском судостроительном заводе в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом. "Подумаешь, тральщик!" - воскликнет скептик, коих у нас хватает. Мол, это же ничтожно мало в масштабах флота. Добро бы авианосец - тогда и был бы повод радоваться! И напомнит времена, когда советские корабли и субмарины бороздили все мировые океаны. Все так. Но история движется не линейно. Она копит в себе важные государственные, военные и нравственные уроки, которые надо помнить, ошибки, которые не следует повторять, но никогда не поворачивает вспять и не является поводом для ностальгии. "Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), - писал Валентин Пикуль, - читатель должен знать, что наше государство не имело блаженных времен, а жизнь русского народа всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов". Очередной из них, уж простите, напомню, пришелся как раз на последнее прожитое нами десятилетие. Десять лет мы только теряли. А теперь начинаем приобретать. Помалу: по нескольку нелишних десятков рублей в карманах, по малым, но растущим процентам валового национального дохода в экономике, по новому, пусть малому, кораблю в составе ВМФ. Но ведь и сам флот начинался когда-то с малого ботика Петра. И потому событие это - подъем флага на новом корабле - долгожданное для тех, кто любил и помнит писателя Валентина Пикуля, для всех патриотов Отечества. О том, что жизнь не стоит на месте, что в ней все чаще случаются события, внушающие оптимизм, стало в очередной раз заметным и в декабре прошлого года, когда в Северодвинске в присутствии Президента России В.В. Путина был поднят флаг на новой российской многоцелевой атомной подводной лодке "Гепард". Наблюдая за церемонией с экранов телевизоров, общество как бы выходило из шока, в который ввергла его трагедия атомной подводной лодки "Курск". Тогда же было сказано о перспективах строительства для флота корветов нового поколения. Нетрудно понять, что за этими перспективами - показатель общей стабилизации экономики в нашей стране и открывшиеся для государства возможности финансово обеспечить государственный оборонный заказ в области кораблестроения. Что утвержденные Президентом России "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года" и "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года" реально начали действовать. Важно и то, что именно писатель Валентин Пикуль как бы передает свое земное и фронтовое флотское имя новому кораблю. Название корабля всегда несет в себе важный духовный смысл и заряд. А здесь - тем более. Жизнь Пикуля и все его творчество - наглядный урок осмысленного патриотизма, который, не сгибаясь перед трудностями, ищет свою опору в традициях долга, мужества, достоинства и чести, завещанных нашими предками. Только таким и может быть нравственный вектор заново осознающего себя Российского флота.
...Вспоминаю ненастный берег Рижского залива возле бывшего Дома творчества Союза писателей СССР в Дубултах и последний, увы, семинар молодых армейских и флотских писателей, состоявшийся там в середине 80-х. К участникам его приехал тогда Валентин Пикуль. После обстоятельного творческого разговора все мы вышли на берег, чтобы сфотографироваться с писателем. С залива дул ветер, и Валентин Саввич как бы окунал в этот ветер свое угловатое, крупное лицо. Напутствуя нас, он желал нам долгого и успешного плавания в литературном и житейском море. И заново переживая те мгновения сейчас, мне хочется сказать: "Доброго плавания тебе, тральщик "Валентин Пикуль"! Боевой удачи тебе, пахарь моря!"
Юрий БЕЛИЧЕНКО, "Красная звезда". Семь футов под килем, "Валентин Пикуль"!
* * *