15 мая, 2022

Город Нижний Новгород на крышке люка / Nizhny Novgorod manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город 
Нижний Новгород
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк НИЖНИЙ НОВГОРОД
Люк с надписью ОАО Нижегородский водоканал. Нижегородский водоканал - современное, высокотехнологичное и динамично развивающееся предприятие. Однако, история нижегородского водопровода насчитывает уже 171 год, и редкий нижегородец догадывается, какую эволюцию за почти два века прошли системы подачи, обеззараживания и доставки воды в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, несмотря на то, что стоял на слиянии двух рек, постоянно испытывал нехватку воды. Все дело в том, что воду из источника нужно было поднимать на большую высоту. Многие изобретатели ломали голову над машиной, которая помогла бы обеспечить Нижний водой. Решить эту сложную задачу удалось только в середине 19 века инженеру Дельвигу, и в 1847 году именно в нашем городе появился первый в России напорный водопровод. Под давлением, с помощью паровых машин, он подавал воду на высокий 100-метровый откос. Сегодня полуторамиллионный город снабжают водой три водопроводных станции. Подъем воды происходит благодаря современным насосам, которые, конечно, уже не имеют ничего общего с паровыми машинами прошлого, а водоканал четко следит за своевременным обновлением этого оборудования. В середине 19 века горожане не могли и мечтать, что вода будет в каждом доме. Прийти с ведрами к единственному водоразбору -  чугунному фонтану на Благовещенской площади - было ежедневном ритуалом нижегородцев. Как раз к фонтану и были проложены первые трубы. Постепенно водопроводную сеть стали удлинять, и в конце 19 века ее длина составила около 27 километров. К середине 20 века сеть выросла в 5 раз - до 260 километров. После войны в городе развернулось бурное строительство жилья, и трубы стали подводить к каждому дому. Мечта "иметь воду в каждой квартире" стала реальностью. В настоящее время Нижегородский водоканал обслуживает две тысячи километров водопроводных сетей – такое же расстояние от Нижнего Новгорода до Мурманска. Впрочем, работы по развитию водопровода продолжаются и сегодня. Это позволяет обеспечить чистой питьевой водой и городские деревни, и новые микрорайоны, которые стремительно появляются на карте города. И тем не менее данный люк лежит в городе Краснодар ;-)
Историческая справка
Нижний Новгород был основан в 1221 году  великим князем владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем - внуком основателя Москвы князя Юрия Долгорукого и правнуком киевского князя Владимира Мономаха. 791 год минул с той поры, как форпостом Руси на востоке встала крепость Нижний Новеград.  Летопись сообщает кратко: "Лета 6729 (1221 год от Рождества Христова) князь великий Гюрги сын Всеволожъ заложи град на Волзе  усть Окы и нарече имя ему Новеград Нижний". Великий князь Юрий Всеволодович, именуя новую крепость, дал имя городу и одновременно – темы для топонимических диссертаций десяткам потомков, ибо по сей день не существует единого мнения о том – почему "Нижний". Возможно, потому, что расположен был в "низовских" землях, т.е. южнее Великого Новгорода, возможно, оттого, что стоял ниже по течению Волги от древнего Городца, возможно, относительно уже существовавшего в четырех верстах вверх по Оке   "старого городка", упоминание о котором сохранялось вплоть до начала 17 века. Первая дерево-земляная крепость заняла чрезвычайно выгодное в военно-стратегическом отношении место – господствующую над слиянием Оки с Волгой гору, прекрасно защищенную с одной стороны глубоким оврагом, с другой – со стороны Волги – крутыми обрывами-осыпями берега. В кремле были отстроены два белокаменных храма – явное подтверждение того, что город претендовал на особую роль в системе земель Владимиро- Суздальской Руси. Но монголо-татарское нашествие не обошло стороной ни город, ни его основателя. Великий князь Георгий Всеволодович, последний князь домонгольской Руси, в 1238 году одним из первых  вступил  в бой с конницей вторгшихся в пределы русских земель четырнадцати туменов Чингизидов Орды и пал в неравной битве. Несколько раз подступали к Нижнему враги и разоряли его. В 1929 году постановлением ВЦИК был создан город Большой Нижний Новгород. В городскую черту вошли Канавино (после революции и до 1928 года этот район считался самостоятельной городской единицей) и Сормово, которое никогда не входило в состав Нижнего, а считалось пригородом, рабочим поселком. Управлять этим Большим Нижним с февраля 1929 года по середину 1930 года довелось маленькой женщине, Клавдии Андреевне Зиминой. И единственная нижегородская женщина - мэр успешно справилась с этой задачей. В 1930 году состоялась закладка первого камня Горьковского автозавода. Автогигант был построен за рекордно короткие сроки - в январе 1932 года с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ - АА. Дороги наводнили легковые и грузовые автомобили отечественного производства. 1932 год оказался богат на события: началось строительство Соцгорода - района для проживания работников автозавода. Кроме того, город, наконец, получил надёжное сообщение между правым и левым берегами Оки: был построен первый постоянный мост. И в том же году, к 40-летию творческой деятельности писателя М. Горького, Нижний Новгород был переименован в город Горький, и носил это имя до 1990 года. Более подробно по ссылке: Нижний Новгород
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *