02 июня, 2011

Блаженной Ксении Петербургской церковь в Абрау-Дюрсо

НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Православный Храм Святой Блаженной 
Ксении Петербургской в Абрау-Дюрсо.
Окрестности города Новороссийска, 
село Абрау-Дюрсо. Краснодарский край.
* * *
МОЛИТВА
ко святей блаженней Ксении Петербуржстей
О святая блаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получившая и под сению Всемогущаго упокоившаяся, днесь же, от славнаго тысящелетия Крещения Руси, Церковь Русская прославляет тя, яко благоуханный цвет.
Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси я ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословление, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, юныя в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им стяжати. Болящия и недугующия исцели, супругом любовь и согласие ниспосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися помози и от поношения огради, пастыри в крепости духа утверди, Церковь и страну нашу сохрани и всех боголюбивых чад в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин сподоби, ты бо еси наше скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * * 
Житие блаженной Ксении Петербургской
«…Ты бо еси граду сему похвала и утверждение»
(Кондак, глас 3)
Святая блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.
Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.
Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».
Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.
После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме выщла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.
Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.
После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».
Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.
Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.
Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.
Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.
Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.
В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.
Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.
* * *
Тропарь блаженной Ксении, глас 7.
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.
* * *
Кондак, глас 3.
Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
* * *
Петербургская подвижница (баллада)

В восемнадцатом веке средь вечных ветров
Петербург каменел над Невою…
Жил там певчий придворный - полковник Петров
Со своей молодою женою.

Как любил он её! А лелеял-то как!
Жизнь казалась им сотом медовым…
Но коварная смерть, ухватив за рукав,
Увела его властно из дома.

И осталась вдова двадцати шести лет
Одинёшенька в целой вселенной:
Мужа нет у неё, и детей тоже нет…
В чём теперь ей искать утешенья?

Всё земное забыв, даже имя своё, -
А в народе звалась она Ксенией, -
За спасенье души, дорогой для неё,
Раздавать она стала именье.

Говорили, что Ксенья лишилась ума,
Не оставив ни денег, ни крова,
И холодным дыханьем грозила зима,
Обнажая безжалостно кроны…

Ксенья в мужний костюм облачилась и всем
Заявила без тени смущенья:
Андрей Фёдорыч, мол, и не умер совсем,
То жена умерла его – Ксения…

В самом деле, для мира она умерла,
Во мгновенье став нищей, убогой,
И полвека почти подаяньем жила,
Уповая во всём лишь на Бога.

Горожане вначале смеялись над ней,
А мальчишки камнями бросались,
Но со временем кротость, присущая ей,
Разбудила в гонителях жалость.
Продавцы стали вдруг замечать, что едва
Она пряник брала у них только,
Как в почтённой вниманием лавке товар
Раскупался в мгновение ока.

А извозчики, если кому подфартит
С нею на облучке прокатиться, -
Знали точно: уж нынче им будет везти
С пассажирами царской столицы!

Кто давал ей одежду, кто деньги, кто хлеб,
От души проявляя заботу:
Башмакам её было наверно сто лет,
А костюм превратился в лохмотья.

Ей одних подаяний хватало б вполне,
Но лохмотьев она не меняла,
А из денег брала лишь «царя на коне»,
Да и то, что брала – раздавала.

Благодатная сила была ей дана,
И народ к ней всегда устремлялся:
Коль погладит больного ребёнка она, -
Непременно малыш исцелялся.

А когда над Васильевским островом ночь
Опускалась густою вуалью,
Ксенья словно летела из города прочь,
Увлекаемая звёздной далью…

Простирая ладони обветренных рук,
Возносила молитвы на небо,
Слёзно Бога прося, чтоб спасён был супруг,
Ведь он верующим почти не был…

А ещё по ночам, наложив кирпичей
В полудраный мешок за плечами,
Поднималась Блаженная с ношей своей,
По ступенькам строительным храма.

За ночь целую гору могла натаскать,
Хоть на вид и была худощавой,
Интересно строителям было узнать,
Кто ж так трудится Богу во славу?

Незаметные подвиги скромно неся,
Так жила, и душой возрастала.
И уже не понять было просто нельзя,
Что Блаженная Ксенья - святая.

Предсказаний немало слыхал Петербург,
Но теперь был он словно разбужен:
Временные преграды раздвинулись вдруг,
И пространство увиделось глубже…

Ксенья видела всё, что творилось с людьми,
Даже мысли, казалось, читала,
И порою пугал её красочный мир,
Где тепла и любви не хватало.

Открывалось ей виденье будущих зол
И убийства наследников царских,
- Реки крови кругом! Всюду кровь и позор! –
Так кричала Святая с острасткой.

А могла и напротив спокойно вести
Разговор у знакомых за чаем:
То девице сказала, где мужа найти,
То юродствовала, обличая.

А однажды бездетной знакомой своей
Говорит: «Ну, и что ты сидишь тут?
Там дитя твоё плачет, беги поскорей,
Да смотри, возвращайся с сынишкой!»

Та, всё бросив, скорей поспешила туда,
Где ей место она указала,
И, увидев толпу, поняла без труда,
Что Блаженная духом всё знала.

Там младенец, родившийся только, кричал,
Мать лежала, уже бездыханна…
А извозчик, что сбил её, тут же стоял,
От беды закрываясь руками.

И вернулась с младенчиком новая мать,
Вырос он ей на радость и старость,
Но таких предсказаний и не сосчитать,
Это – капелька, самая малость.

А когда за её отболевшей душой,
Что спасалась земными скорбями,
С неба Ангел в сияющей ризе сошёл, -
Петербург затопило слезами.

И воздвигли часовню над гробом её,
Чтобы каждый мог здесь помолиться,
И к Смоленскому кладбищу горе своё
Понесли и богач, и вдовица…

Панихиды служились одна за другой…
И теперь тот, кто молит усердно,
Получает поддержку и помощь Святой
Петербургской подвижницы Ксении.
© Светлана Копылова

Добро пожаловать!
Вас приветствует
• TORGACHKIN •
Торгачкин Игорь Петрович
* * *