21 ноября, 2011

Новороссийская Бора / Novorossiyskaya Bora

Новороссийская Бора
Новороссийская Бора
Новороссийская Бора
Новороссийская Бора
Новороссийская Бора
Новороссийская Бора
НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Новороссийская Бора
Морской порт Новороссийск,
Суджукская лагуна, полуостров Абрау,
Новороссийская (Цемесская) бухта,
Черноморское побережье Кавказа.
Краснодарский край, Россия.
* * *
Новороссийская Бора - сильный северо-восточный ветер, первый признак, это белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса. На горах так называемая борода это потоки холодного воздуха. Норд-ост или Бора сильный северо-восточный ветер с гор на море обычно порывы ветра от 30 до 50 м/сек. Это визитная карточка города-героя Новороссийска, где в году 360 дней ветер!
* * *
Бора (итал. bora, от греч. βορέας - северный ветер; «борей» - холодный северный ветер) - холодный порывистый местный ветер, возникающий в случае, когда поток холодного воздуха встречает на своём пути возвышенность; преодолев препятствие, бора с огромной силой обрушивается на долину. Вертикальные размеры боры - несколько сот метров. Затрагивает, как правило, небольшие районы, где невысокие горы непосредственно граничат с морем. В России особенно сильны боры Новороссийской бухты и Геленджикской бухты где имеют северо-восточное направление и дуют свыше 40 дней в году, Новой Земли, берегов Байкала. В Европе наиболее известны боры Адриатического моря (Триест, Риека и др.). Продолжительность боры - от суток до недели. Суточный перепад температур во время боры может достигать 40 °C. Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Первоначально ветер крайне неустойчив, меняет направление и силу, но постепенно приобретает определённое направление и огромную скорость - до 60 м/с на Маркотхском перевале близ Новороссийска. В 1928 году был зарегистрирован порыв ветра в 80 м/сек. Иногда бора вызывает значительные разрушения в прибрежной полосе (так, в Новороссийске в 2002 бора стала причиной гибели нескольких десятков человек); на море ветер способствует сильному волнению; усилившиеся волны затапливают берега и также приносят разрушения; при сильных морозах (в Новороссийске - 20-24° ниже нуля) они застывают, и образуется ледяная корка. Иногда бора ощущается и далеко от берега.
* * *
Новороссийская Бора - холодный и сухой северо-восточный степной ветер, внезапный и резко порывистый обвал холодного воздуха с гор, усиленный из-за особенностей рельефа. Скорость ветра при Новороссийской Боре достигает 45-50 м/с, а при порывах до 100 м/с. Первый признак приближения Боры это так называемая белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса, горы покрываются облачной шапкой. Верхняя часть западного склона хребта имеет большой уклон (до 40°); при Новороссийской Боре здесь возникают стационарные вихри с горизонтальной осью, поддерживающиеся за счет непрерывного стока воздуха с гор. Температура воздуха на перевале бывает на 15 °С ниже, чем в Новороссийске, при морозах на станции Крымская температура опускается до -35 °С. Большая разность температуры с обеих сторон Маркотхского хребта является главной причиной развития холодного воздушного потока направленного к теплому морю. В открытом море Новороссийская Бора обычно прослеживается до 10 км, но ее влияние распространяется на более значительную акваторию. В прибрежной полосе при Новороссийской Боре море парит, штормовой ветер срывает с волн капли, которые быстро намерзают на строениях и судах в бухте. Отмечены случаи, когда корка льда достигала толщины 4 м. Обледенение может привести к опрокидыванию судов. Продолжительность Новороссийской Боры составляет 2-7 дней. Ежегодно в Новороссийске бывает около 50 дней с Борой, особенно часто она наблюдается в ноябре и марте. Новороссийская Бора иногда охватывает все побережье, от Анапы до Туапсе, включая Джубгу. Различают Новороссийскую Бору холодного фронта (наиболее сильную), муссонную, внутримассовую, чисто стоковую и смешанную. Новороссийская Бора возникает при формировании глубокого циклона с ложбиной над восточной частью Черного моря и усилении юго-западного отрога сибирского антициклона, который обусловливает накопление холодного воздуха на северо-востоке от горного хребта Маркотх. В этой связи Новороссийскую Бору можно рассматривать как зимний черноморско-кавказский муссон. При Новороссийской Боре облачная зона приобретает вид гигантского веера, распространяющегося в море полосами по ветру в виде трапеции иногда на расстояние 300-400 км от берега. За счет расходимости воздушного потока скорость ветра по мере удаления от берега уменьшается и на расстоянии 300 км она вдвое или втрое меньше, чем на побережье.
* * *
Новороссийская Бора, исторические факты.
В 1838 г. на восточном побережье Черного моря на берегу глубокой и удобной Цемесской бухты был основан город-порт Новороссийск. Первоначально будущее города-порта казалось безмятежным. Удобное географическое положение обещало ему быстрое развитие. И вдруг через десять лет проявилось необычное обстоятельство, резко осложняющее развитие Новороссийского порта. Оказалось, что акватория порта подвержена воздействию сильнейшего ветра, дующего с гор. Ветер этот получил название бора (от греч. слова бореаос - северный ветер). Впрочем, еще командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев отмечал трудные условия стоянки судов в будущем Новороссийском порту. "Суджукская бухта, невзирая на то, что есть лучшее пристанище для судов по всему восточному берегу Черного моря, не может, однако же, почитаться совершенно безопасной для флота, особенно в осеннее время, когда свирепствующие в оной боры, дующие с большей еще-силой, нежели в Геленджике, нередко принуждают суда слушать стеньги и реи и даже срывают самые суда с якорей". Новороссийская бора была описана в лоции Черного моря, изданной до 1847 г., однако первый страшный удар по российским кораблям пришелся именно на 1847 г. До этого времени бору недооценивали... Бора свирепствовала с 27 октября 1847 г. с переменной силой до января 1848 г. Сильнейший удар бури обрушился на город 28 ноября. К концу второго дня ветер превратился в настоящий ураган. Эскадра контр-адмирала Юрьева, стоявшая на рейде в Цемесской бухте, подверглась тяжелейшим испытаниям. Корабли, однако, уцелели. В городе были сорваны многие крыши, дома повреждены. Следующий, еще более страшный удар урагана разразился 12 января. Эскадра, крейсировавшая у северо-восточных берегов Черного моря, на свою беду опять оказалась на рейде Цемесской бухты. Под флагом адмирала на якоре у бочке стоял 18-пушечный фрегат «Мидия»; невдалеке находились корвет «Пилад», бриг «Пиламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя» ; на якорях в бухте - транспорт «Гастогай» и пароход «Боец». Ночью с 12 на 13 января 1848 г. ураган стал всесокрушающим. Мороз, толщи льда, ураганный ветер, темнота среди бела дня, гул и свист - все это продолжалось трое суток. Первым начал дрейфовать «Пиламед». В пять утра он ударился кормою в берег; пять матросов, пытавшихся подать трос, погибли. Остальной экипаж днем сумел перебраться на берег. Многие были обморожены. 13 января на берег были выброшены транспорт «Гастогай» и корвет «Пилад». Удержались на якорях и уцелели лишь флагман «Мидия» и шхуна «Смелая». Трагична судьба тендера «Струя». Покрытый толстым слоем льда тендер затонул вместе со всем экипажем в 52 человека. Как крест на могиле из воды осталась торчать только мачта. На всех судах было много обмороженных. Моряки вели себя героически, но сила стихии была невероятной. Противостоять ей было выше человеческих возможностей. Катастрофические боры случались несколько раз в конце прошлого столетия. В январе 1893 г. дикий ветер парализовал жизнь города, со зданий срывало крыши, опрокидывало фаэтоны, сбивало людей с ног. Ветер передвигал железнодорожные вагоны. Все 12 судов в гавани покрылись ледяной коркой, у многих были сломаны мачты. Два судна на рейде были сорваны с якорей и выброшены на берег! Одно из них стояло на трех якорях, а второе, английский пароход, оказалось на берегу из-за разрыва якорной цепи. Сильная бора 3 и 4 октября 1896 г. потрепала броненосцы, крейсеры и миноносцы и транспорты практической эскадры Черноморского флота, прибывшей в Новороссийск. Ветер достигал 26 м/сек, в воздухе висел туман из мельчайших льдинок, скрывавший огни стоявших рядом кораблей. Часть эскадры была вынуждена перебазироваться в Феодосию. Более губительной по своим последствиям оказалась бора 17-24 ноября 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м. Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые железнодорожные вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом. В ночь на 7 января 1935 г. жестокая бора выбросила на берег старой крепости Новороссийского порта датский пароход «Борнхольм», отстаивавшийся в Цемесской бухте. Несколько дней шторма и ветра превратили пароход водоизмещением 5500 т в гигантскую глыбу льда. Судно удалось спасти только с помощью спасателей. В 1954 г. очень сильная бора свирепствовала на широком фронте от Анапы до Туапсе и особенно в Новороссийске с 1 по 6 февраля. Ее составляющие: сильный, даже ураганный ветер, снег, мороз до 15-17°, волнения в бухте. В Новороссийске возникли сугробы, местами до 3—4 м; одноэтажные дома были занесены вровень с крышами, линии электропередач и связи разрушены, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта. В порту погиб от обледенения рыболовецкий мотобот. Обмороженная команда успела спастись. Со швартовых сорвало теплоход «Николаев», и только героическими усилиями его команды и двух портовых буксиров удалось спасти судно от гибели. Иногда суда погибают от ударов боры из-за невыполнения капитанами предписаний портовой администрации и, в конечном итоге, из-за недооценки этого страшного явления природы. В январе 1963 г. греческий пароход «Бендита» водоизмещением 10 тыс. т и ливанский «Айлос II» такого же водоизмещения стали игрушкой боры. Они были сорваны ураганным ветром с якорей и выброшены на отмель Суджукской косы. Капитаны этих судов получили предупреждения о боре, но понадеялись на большие размеры своих судов и не ушли в море. Осенью 1993 г. бора вновь напомнила о себе. 12 ноября телевидение сообщило о боре, в сферу действия которой попали Новороссийск, Туапсе, Анапа. Как всегда, наиболее сильный ветер проявился в Новороссийске. Бора сопровождалась усилением мороза до 10°. Отдельные порывы ветра достигали скорости 40—50 м/сек. Бора продолжалась несколько дней. На 19 ноября от боры пострадало 9 судов, стоявших в порту. Часть из них затонула (три старых судна типа «Комета», два рыбацких судна и теплоход «Профессор Щеголев»). Теплоход «Профессор Щеголев» выбросило на берег. На борту его находилось 23 человека, всех их удалось спасти. На рыбацких судах погибло 5 человек. В городе Новороссийске не было света, энергии, связи - все линии электропередач и связи были нарушены. 190 домов остались без крыш. Убытки городского хозяйства оцениваются в 14 млрд. руб., не считая потерь в прилежащих селах и других портах. Приведенный перечень «безобразий» новороссийской боры далеко не полон. Это только самые заметные события, получившие отражение в литературе. Фактически бед, вызванных борой, было гораздо больше. Л.З. Прох утверждает: «За полстолетия в Новороссийске отмечено 636 случаев боры; в среднем почти раз в год она имела катастрофический характер. Известны случаи, когда буря не прекращалась больше недели». Другие авторы говорят даже о большей длительности бор. Мне довелось в семидесятые годы пережить удар северо-восточного ветра у Новороссийска, и это очень запомнилось. На небольшом буровом судне АН Украины «Геохимик» летом мы вышли из Керчи в Пицунду, где нас ждали грузинские коллеги для проведения совместных буровых работ. При выходе из Керченского пролива начался небольшой ветер, который усиливался по мере приближения к Новороссийску. Заход туда был обязателен по требованию пограничной охраны. Мы с трудом вошли в порт. Ветер усилился, он срывал верхушки волн прямо в Цемесской бухте. Через полчаса мы вышли из Новороссийска, прижимаясь к берегу. Вскоре стало тише. С каждой милей погода успокаивалась. Мимо остова большого выброшенного на берег танкера к югу от Новороссийска мы прошли уже в спокойную погоду. Что же такое бора? Бора - это, по определению Н.А. Коростелева, характерная буря с сильным северо-восточным ветром, свергающимся с гор. Как правило, она свирепствует на Кавказском берегу Черного моря между Анапой и Туапсе, но особо сильна в зимнее время в Новороссийске, где ветер достигает ураганной силы, а температура снижается до -20°. Замерзает даже вся Цемесская бухта, как это было, например, в 1899 г. Бора - это не только черноморское явление. Бора бывает на Новой Земле, на Байкале, в Антарктиде. Она известна и на северо-восточном побережье Адриатического моря, где природные условия сходны. Но там бора не достигает подобной силы и не столь опасна для судоходства. Вот как характеризует бору русский писатель А.И. Куприн: Бора - это «яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшные волнения по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку... Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невозможно предугадать - это самый капризный ветер на самом капризном море». Географические условия Новороссийска весьма своеобразны. Над Цемесской бухтой и болотистой долиной р. Цемес нависает крутой, но невысокий горный хребет Маркотх (Варада) (400—650 м над уровнем моря). Под влиянием сильных северо-восточных ветров в условиях подъема давления на континенте при резком падении давления в сторону моря происходит настоящий воздухопад - резкое движение воздуха в сторону моря. Огромные массы холодного зимнего воздуха с хребта Маркотх устремляются в Цемесскую бухту. Разработана даже классификация бор в зависимости от мощных потоков холодного воздуха, их двуслойности, с движением холодных фронтов и т.д." Потоки холодного воздуха уничтожают растительность на хребте Маркотх, создают на нем суровый лунный ландшафт. Разные авторы указывают разные предельные скорости ветра. Л.З. Прох считает: при средней скорости боры 35 м/сек порывы ветра могут быть в два, а то и в три раза больше! Все это сопровождается понижением температуры до -20° и больше. Понятны отсюда все те разрушения и несчастья, которые уже упомянуты. Текст из книги "КАТАСТРОФЫ В ЧЕРНОМ МОРЕ", авторы: Е.Ф. Шнюков, Л.И. Митин, В.П. Цемко
Добро пожаловать!
Вас приветствует
• TORGACHKIN •
Торгачкин Игорь Петрович
* * *