01 декабря, 2012

NAVY / RUSSIA / Small Missile Ship SHTIL

ФОТО-ВМФ / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Малый ракетный корабль ШТИЛЬ
Бортовой номер 620. Проект 1234.1, шифр "Овод-1"
166-й Новороссийский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей,
41-ая бригада ракетных катеров (Севастополь).
Новороссийская Военно-Морская База, ЧФ РФ.
Small Missile Ship SHTIL 
Project 1234.1 Ovod (NATO code Nanuchka-III) class corvette
Морской порт Новороссийск
Россия, Краснодарский край,
побережье Черного моря,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
Географические координаты:
44° 37' Северной широты,
37° 47' Восточной долготы.
* * *
Малый ракетный корабль "ШТИЛЬ"
Водоизмещение: 730 т.
Размеры: длина - 59,3 м, ширина - 11,8 м, осадка - 3,08 м.
Скорость хода максимальная: 34 узла.
Дальность плавания: 3500 миль при 18 узлах.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля, 30000 л.с., 3 винта.
Вооружение: 6 пусковых установок ПКР "Малахит" (6 ракет П-120), 1 76-мм артустановка АК-176, 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет)
Экипаж: 60 чел.
История корабля: Малый ракетный корабль пр.12341
В развитие класса ракетных катеров в ЦКБ "Алмаз" был разработан малый ракетный корабль проекта 1234. Корабль, в отличие от ракетных катеров, оснащен более мощным ракетным комплексом "Малахит" и ЗРК "Оса-М". В 1965 году ТТЗ на проектирование нового ракетного катера было выдано в ЦМКБ "Алмаз". Главным конструктором корабля, получившего шифр "Овод" и номер проекта 1234, был назначен И.П. Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 1 ранга В.В. Дмитриев. Проектирование нового РКА проходило в очень сложной обстановке. Размещение 6 противокорабельных ракет типа "Малахит" с новым радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", одного ЗРК СО "Оса-М" и 1x2 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления "Барс" привело к резкому возрастанию водоизмещения до 600 тонн. Следует также отметить, что впервые для ракетных катеров было предусмотрено и размещение средств радиоэлектронной борьбы. Для обеспечения заданной первоначально скорости надо было уже использовать не дизельную, а газотурбинную энергетическую установку. Однако имеющиеся в тот момент турбины типа МЗ обладали очень большими размерами и в конечном итоге снова вели к увеличению водоизмещения, что было конечно неприемлемо. Расчеты показывали, что даже для обеспечения 35 узловой скорости требовалась такая мощность, которая могла бы быть обеспечена как минимум 6-ю двигателями типа М-504, что также было нереально. Время на разработку главной энергетической установки было ограничено и разработать новый двигатель (дизель или турбину) было невозможно. Поэтому было принято решение использовать в ГЭУ три вала с работой на каждый вал по 2 двигателя М-504. Однако такая установка была более или менее приемлемой только в случае отсутствия сложных редукторов. Поэтому завод "Звезда" в срочном порядке в конце 60-х годов создал сочлененный двигатель М-507 (состоящий из двух двигателей М-504, валы которых соединялись через редуктор), имеющий 112 цилиндров и развивающий мощность в 10 000 л.с. По результатам рассмотрения проекта Главкомом было принято решение о переводе "Овода" из класса ракетных катеров (РКА) в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК). Следует отметить, что в тот период каких-то иностранных аналогов, равных по боевым возможностям этим кораблям, не существовало.
Головной МРК, получивший наименование "Буря", был построен в 1970 году на Приморском заводе в Ленинграде. Строительство кораблей этого проекта было развернуто еще и на Владивостокском судостроительном заводе. Всего до 1981 года по этому проекту было построено 17 МРК (14 в Ленинграде и 3 во Владивостоке).
Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Для борьбы с надводными целями на кораблях установлены шесть ПУ ракет "Малахит". Для выдачи целеуказаний ракетному комплексу на корабле установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных целей. Корабли вооружены ПУ ЗУР "Оса-М" с боекомплектом 20 ракет. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.
Логическим продолжением данной серии малых ракетных кораблей явился проект 12341 ("Nanuchka-III class" по классификации NATO). Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль данного проекта обладает высокими мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.
Малый ракетный корабль "Зыбь" был заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ 28.06.1976 г. (заводской № 70) и 14.04.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 23.10.1978 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 г. и 16.02.1979 г. включен в состав Черноморского флота. В 1982 году был переименован в "Комсомолец Мордовии".
В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз Главскома ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.06.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
В настоящее время малый ракетный корабль "Штиль" проекта 1234.1 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.
Переименования корабля: с 13.04.1982 г. - "Комсомолец Мордовии", с 15.02.1992 г. - "Штиль".
В 2005-2006 г. прошел плановый ремонт в Новороссийске.
* * *