Показано по 5 материалов на страницу.

09 декабря, 2012

Новороссийск, Южный район, Декабрь / Novorossiysk, December 9, 2012

НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Прогулялся 9 декабря 2012 года по Южному району города-героя Новороссийска, погода была чудесная, на горах уже первый снег! 
На фото Православный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских на месте массовых расстрелов периода Сталинских репрессий, в народе "Поле Чудес", вид на Маркотхский хребет, Северо-западные отроги Кавказа. 

Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow

Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Воробей домовой / Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Авифауна Кубани © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Воробей домовой / 
Passer domesticus caucasicus / House sparrow
Город Новороссийск,
Суджукская лагуна, полуостров Абрау,
Новороссийская (Цемесская) бухта,
Черноморское побережье Кавказа.
Краснодарский край, Россия.
* * *
Наблюдение за птицами предгорий Кубани и
Черноморского побережья Кавказа /
Орнитологический фотодневник /
Фотобёрдинг © Торгачкин Игорь Петрович /
Birdwatcher Igor Torgachkin, Novorossiysk, Russia.
* * *
Домовой воробей / Passer domesticus (Linnaeus, 1758)
Отряд: Passeriformes - Воробьинообразные
    Cемейство: Passeridae - Воробьиные
      Род: Passer Brisson, 1760 - Воробьи
Англ.: House sparrow
Нем.: Haussperling, Spatz
Фр.: Moineau domestique
Описание. Длина 14-18 (обычно 15) см, масса 21-37 г, размах крыльев 22-27 см. Самка выглядит буровато-серой, спина коричневатая с продольными темными пестринами, над глазом неяркая светлая бровь, клюв желтовато-бурый. У самца низ тела более светлый, чисто-серый, верх ярче, до каштанового, четче выделяется белая полоска на сложенном крыле. На голове пепельно-серая шапочка, окаймленная со стороны зашейка шоколадной "скобкой", щека светло-серая, через глаз идет черная полоска, развитое черное горловое пятно спускается на грудь. Клюв черный, ноги буроватые. В осеннем свежем пере эта расцветка выглядит более блеклой за счет маскирующих буроватых каемок на покровных перьях, клюв светлеет до желтоватого. Птица в гнездовом пере похожа на самку. В питании, помимо семян и насекомых, значительное место занимают различные пищевые отходы. В средней полосе пары формируются уже к исходу зимы (каждый раз заново), в это время среди воробьев царит оживление, самцы громко чирикают, токуют, дерутся между собой. Гнездятся в укрытиях различного рода, обычно в пустотах деревянных и каменных строений, за наличниками и карнизами, иногда в кучах мусора, скворечниках, дуплянках, норах, трубах, гнездах ласточек. Образуют гнездовые поселения от разреженных до довольно плотных, реже селятся отдельными парами. Полость, в которой помещается гнездо, забивают ветошью, соломой, паклей. Яйца имеют очень изменчивую окраску (даже в пределах одной кладки). Размножение начинается с апреля, заканчивается в августе, за сезон пара успевает вырастить 2-3 выводка, даже в Заполярье - 2 выводка. Насиживает в основном самка. Птенцов выкармливают беспозвоночными. Подросшие молодые совершают кочевки. Наряду с оседлой частью популяции существуют номадные особи, за счет которых и происходит быстрое заселение возникающих населенных пунктов и других подходящих гнездовых стаций. Порой в поселках Сибири воробьи целиком "вымерзают" в морозную зиму, но заселение происходит вновь и вновь. В природе некоторые воробьи доживают до 13 лет. Многочисленный вид, во многих районах численность стремительно растет, в других стабильна. В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Закавказье (а в России - в Дагестане) домовый воробей обитает совместно с близким видом - черногрудым, или испанским воробьем (P. hispaniolensis). Самец последнего отличается от домового воробья шоколадной шапочкой, белой щекой, частыми черными пестринами на мантии и груди, самки практически неразличимы. В районах симпатрии между этими видами идет гибридизация от случайной до широкой, интрогрессивной, с образованием стабильных и нестабильных гибридных популяций. Распространенного в Италии, на Корсике и Сардинии итальянского воробья (P. "italiae"), отличающегося от домового шоколадной шапочкой и большей площадью черного горлового пятна, считают устойчивой формой гибридогенного происхождения.
Распространение. Северная Африка от Марокко к востоку до Киренаики. К северу до побережья Средиземного моря, к югу до северной окраины Сахары (местами по оазисам проникает в пустыню). Египет от побережья Красного моря и Суэцкого канала к западу до 27-го меридиана, к северу до побережья Средиземного моря, к югу до 22-й параллели. Евразия от Скандинавии и западного побережья Пиренейского полуострова к востоку до северного и западного побережий Охотского моря и долины нижнего Амура (ниже Хабаровска). К северу в Скандинавии и на Кольском полуострове до арктического побережья, на п-ове Канин до района Шойны, до устья Печоры, в долинах Оби, Таза и Енисея до 66-й параллели, в бассейнах Вилюя и Лены до 65-й параллели, откуда северная граница ареала протягивается к северному побережью Охотского моря. К югу до побережья Средиземного моря, южной оконечности Синайского полуострова, северной Аравии, юго-западной Туркмении (долина нижнего Атрека), южной части гор Загрос и района Кермана. Восточнее Каспийского моря к югу (за исключением юго-западной Туркмении) до Мангышлака, северного побережья Аральского моря, откуда южная граница ареала протягивается к Западному Тянь-Шаню в район Чимкента. В области Тянь-Шаня к югу до бассейна среднего Нарына, котловины оз. Иссык-Куль. Джунгарский Алатау, Тарбагатай, Монгольский Алтай. Восточнее к югу до Гобийского Алтая, долины Керулена, бассейна верхней Сунгари. Острова: Британские, Балеарские, Корсика, Крит, Сицилия, Мальта, Кипр, Эгейского моря. Продолжается расширение ареала на север и восток. Интродуцирован в Северной, Центральной и Южной Америке, в Южной Африке, Австралии и на о-вах Новой Зеландии, Гавайских, Ямайке, Фолклендских (Мальвинских), Кубе, Бермудских. Местообитание. Практически везде это ярко выраженный оседлый синантропный вид, составляет основу городской авифауны (особенно в центре города). Брошенные поселки, деревни быстро покидает. Изменчивость. Изменчивость проявляется в варьировании оттенков и интенсивности общей окраски оперения и незначительно в общих размерах. Около 8 подвидов. Pyrgita pagorum Brehm, 1831; Pyrgita rustica Brehm, 1831; Passer domesticus rufescens Studer et Burg, 1915; Passer domesticus pulcher Studer et Burg 1915; Passer domesticus semiretschiensis Zarudny et Kudashev, 1916; Passer domesticus sibiricus Chachloy, 1928; Passer domesticus baicalicus Keve, 1943; Passer domesticus tauricus Portenko, 1960; Passer domesticus colchicus Portenko, 1960; Passer domesticus caucasicus Bogdanov, 1879; Passer domesticus hyrcanus Zarudny et Kudashev, 1916. Голос - хорошо известное всем чириканье, которое в разных вариантах используется во многих ситуациях, в т. ч. и в качестве песни.

Якорь капитана Холла / Anchor Hall and its variants

ФОТОЗАРИСОВКИ © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Якорь капитана Холла
В 80-х годах прошлого века произошло событие, которое спустя каких-нибудь 15-20 лет привело к тому, что 90 процентов запатентованных втяжных якорей оказалось забыто. О человеке, совершившем этот переворот, мы знаем очень немного. Известно, что он был англичанин, управляющий фирмой «Уильям Джессон и сыновья» в Шеффилде, бывший капитан. Фамилия его - Холл. В 1885 г. он изобрел якорь, конструкция которого подкосила ремесло якорных кузнецов. Он предложил заменить сложные фигурные поковки литой коробкой с лапами и захватами - приливами. Стоимость изготовления литого холловского якоря оказалась в два раза ниже по сравнению с коваными бесштоковыми якорями. Изобретение сразу же получило одобрение морского отдела Управления торговли и Комитета Регистра Ллойда. Кованые конструкции патентованных якорей были необычайно сложны. Это настоящие механизмы! Почти у всех этих якорей лапы крепятся к веретену на стержне -болте или штифте. Во время плавания втянутый в клюз якорь беспрестанно омывался морской водой. Скрытый от глаз болт и другие трущиеся части с годами ржавели и теряли прочность. Конструкции всех этих якорей требовали от моряков тщательного ухода. Их приходилось разбирать, отбивать ржавчину, смазывать и снова собирать. Нередко случалось, что в критическую минуту, когда моряки возлагали на якорь последнюю надежду, болт ломался. Капитан Холл изменил конструкцию и предложил легко разбирающийся якорь, которому было не сыскать равного по простоте изготовления и прочности. Головная часть его якоря - «коробка» - отливалась из стали заодно с лапами и захватами. В средней части коробки - отверстие квадратного сечения, куда продевается такого же сечения веретено якоря. В отверстие, сделанное в нижней части веретена, забивается круглый штифт. Когда веретено продето сквозь коробку до конца, выступающие концы этого штифта упираются на две полукруглые чашки внутри коробки. Чтобы веретено не проваливалось вниз, сквозь нижнюю часть коробки продеты два стопорных болта, поддерживающие снизу концы штифта, забитого в веретено. Большие зазоры в трущихся частях якоря исключают заклинивание этих частей. Состояние соединительного болта можно проверить, не разбирая якорь. Холл очень просто решил устройство для ограничения поворота лап якоря: скошенные внутрь края верхней части квадратного отверстия упираются в веретено, не давая лапам поворачиваться больше чем на 45° в каждую сторону. Первые якоря Холла были изготовлены в 1888 г. в Шеффилде. Их прочность была несравненно выше, а технология изготовления - намного проще. И при этом почти никакой машинной обработки. Новый якорь оправдал расчеты изобретателя и по другим показателям. В мае 1891 г. Британское Адмиралтейство решило провести сравнительные испытания лучших систем якорей, изготовлявшихся в то время в Англии. Английским якорным заводчикам было предложено доставить в Портсмут для испытания свои якоря с обязательным условием, чтобы они имели штоки. 9 из 14 доставленных якорей Армиралтейство забраковало. Оставшиеся пять якорей решили подвергнуть окончательному испытанию на Спитхэдеком рейде в сентябре 1891 г. на броненосце «Гироу». Испытание заключалось в том, что каждый якорь отдавали на рейде с привязанным том-буем для указания места, рядом с том-буем ставили шлюпку. После этого корабль в течение 20 минут работал машиной на задний ход в половину мощности. Затем измеряли расстояние протаскивания якоря на грунте до места, где он зарывался в грунт и держал. Становые якоря броненосца «Гироу» весили по 96 центнеров (около 300 пудов), а для испытаний специально заказали якоря массой в 36 центнеров (около 112 пудов). Из пяти якорей четыре протащились по твердому грунту от 70 метров до 0,5 мили, прежде чем смогли задержать движение корабля. Исключение составил якорь Холла. Длина его протаскивания была всего несколько футов. Посланные на дно водолазы сообщили, что якорь нагреб перед собой 12 футов грунта. Войдя с первого раза в грунт, он уже не менял своего положения в течение всех 20 минут испытаний. Якорь Холла был признан лучшим, и в декабре того же года его изобретатель получил предложение Адмиралтейства изготовить подобный якорь для нового крейсера «Блэйк» - флагмана английской эскадры, которая несла службу у восточных берегов Северной Америки и в Вест-Индии. Этот корабль должен был войти в строй в январе 1892г. Холл изготовил якорь к сроку. После этого он получил заказы на поставку якорей для крейсеров «Фортэ» и «Чарайбдис», а также минных лодок «Язон», «Ясур», «Нигер», «Спиди» и многих других кораблей. Хотя якорь Холла занял первое место по быстроте забирания грунта, по величине держащей силы он уступал якорю Инглефильда. Любопытно, что Холл не решился сразу отказаться от штока, и в Портсмуте испытывался именно штоковый холловский якорь. Специалисты приписали быстрое забирание грунта действию этого штока и широких лопатообразных приливов. Но несмотря на мнение вроде бы компетентных людей, Холл в следующих моделях своего якоря шток убрал. Изобретатель, видимо, чувствовал, что шток хорош только на мягких грунтах. На каменистом грунте якорь Холла со штоком забирал хуже. Убрав шток, Холл сделал свой якорь втяжным. С этого момента изобретение английского капитана стало быстро внедряться на всех флотах мира. Созданная в Шеффилде сталелитейная фирма «Патентованные якоря Холла» не успевала удовлетворять заказы. Но случилось так, что имя изобретателя якоря вскоре оказалось забытым. С развитием металлургии и изобретением новых способов получения относительно дешевой малоуглеродистой стали последняя примерно с 1880 г. стала вытеснять железо как строительный материал из всех областей техники и в том числе судостроения. Поэтому наибольший интерес якорь Холла вызвал в Германии, где в конце прошлого века будущие «стальные короли» Крупп и Грюзон наладили сталелитейное производство. Слегка изменив форму якоря, германская фирма «Отто Грюзон и Компания» в Магдебурге начала выпускать большими партиями холловские якоря под названием «Грюзон». Другая крупная немецкая фирма «Юнион» в Дортмунде, наладив серийный выпуск литого якоря Холла, также дала ему свое название «Юнион». То же самое с якорем Холла произошло в Японии, Италии, Франции и Голландии. Слегка изменив рисунок якоря, фирмы этих стран дали ему свои названия: «Ошима», «Паоли», FMA и «Лейден». Более того, имя человека, изобретение которого стало своего рода международным стандартом, вскоре оказалось забытым на его родине. Не все современные моряки торгового флота Англии знают, что якорь Холла - изобретение их соотечественника. Возможно, это объясняется тем, что в Англии якорь Холла после 1900 г. никогда широко не применялся, так как британские корабелы и моряки предпочитали другие системы литых якорей. Пожалуй, только в нашей стране якорь этой конструкции сохранил фамилию своего создателя. Вряд ли среди советских кораблестроителей и моряков найдется такой, который бы не знал, что этот втяжной якорь называется якорем Холла. Правда, не каждому, может быть, известно, что до Великой Октябрьской социалистической революции его называли якорем Галля. Транскрипция, данная в России английской фамилии Hall, оказалась ошибочной. Позже моряки, знающие иностранные языки лучше, исправили эту ошибку: якорь Галля стал якорем Холла. А вот пластинчатая цепь - изобретение однофамильца, которым, видимо, тогда морские механики еще не пользовались, так и осталась цепью Галля. Обезличенный судьбой, но признанный классическим, якорь капитана Холла оказался доступным для усовершенствований.
* * *
Другие фото якорей по ссылкам:
* * *

08 декабря, 2012

Хохлатая чернеть / Aythya fuligula / Tufted duck

Авифауна Кубани © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Хохлатая чернеть, или хохлатая чернь / 
Aythya fuligula / Tufted duck
Морской порт Новороссийск,
Черноморское побережье России,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
Россия, Краснодарский край.
* * *
Наблюдение за птицами предгорий Кубани и
Черноморского побережья Кавказа,
Фото | Дневник Торгачкина Игоря Петровича /
Birdwatcher Igor Torgachkin, Novorossiysk, Russia.
* * *
Научная классификация
промежуточные ранги[показать]
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Птицы
Отряд: Гусеобразные
Семейство: Утиные
Род: Чернети
Вид: Хохлатая чернеть
Международное научное название
Aythya fuligula (Linnaeus, 1758)
* * *
Хохлатая чернеть / Aythya fuligula - утка средних размеров: вес ее колеблется от 0,53 до 1,4 кг. На воде легко распознать ее по хохлу на голове, а также по окраске самцов, у которых белые бока ярко выделяются на общем фоне черного оперения. Летает эта чернеть быстро, но с воды поднимается тяжело, по косой линии. Хорошо плавает, замечательно ныряет. Пищу добывает преимущественно вертикально ныряя на глубину 3-4, а иногда 10 л и больше, оставаясь под водой до 30-40 секунд. Довольно молчаливая птица. У самца в брачном наряде бока тела, брюхо, зеркальце на крыле белые, остальные части тела черные, голова с сине-зеленоватым отливом. Самка по общей окраске сходна с самцом, но все черные цвета заменены рыжевато-бурыми, хохолок на затылке выражен сравнительно слабо. Распространена хохлатая чернеть по всему материку Евразии от Атлантического океана до Тихого. Населяет открытые озера, старицы обширных речных пойм. На преобладающей части ареала - перелетная птица. Зимует в Западной Европе, в Средиземноморье, в южных частях Азии до Японских островов включительно. Весной хохлатая чернеть прилетает несколько позднее кряквы и шилохвости. В южных частях ареала она появляется в первой половине апреля, в северных - в первой половине мая и позднее. На места гнездовий утки прилетают парами, которые, по-видимому образуются на зимовках и бывают хорошо заметны в пролетных стаях. Вскоре после прилета начинаются брачные игры, во время которых селезень запрокидывает голову на спину, резким движением наклоняет ее вниз, а иногда приподнимается на воде, взмахивая крыльями. Гнезда устраиваются поблизости от воды - на берегу, на островках, на плавучих сплавнинах или на кучах плавающего в воде тростника. Как только гнездо построено, самка приступает к откладыванию яиц. В полной кладке бывает от 6 до 13 крупных яиц грязно-оливкового цвета. Размеры яиц: 53-65 X 37-47 мм. Самка сидит на гнезде в течение 23-25 дней. Самец никакого участия в насиживании яиц и воспитании птенцов не принимает и через некоторое время после окончания кладки покидает район гнезда. Начинает гнездиться хохлатая чернеть довольно поздно. Откладывание яиц наблюдается в конце мая - в июне, пуховые птенцы появляются во второй половине июня - в июле. Вылупившиеся из яиц пуховые птенцы проводят в гнезде менее суток и, обсохнув, под водительством матери спускаются на воду. Они почти сразу же способны нырять. Птенцы уже в самом раннем возрасте весьма умело затаиваются среди надводной растительности, свесившихся над водой тальников или среди их корней, и распластавшегося утенка заметить бывает очень трудно; при малейшей возможности они, ныряя, уходят в более безопасное место. При опасности самка стремится отвести выводок на открытую воду, а сама, поднявшись в воздух, с кряканьем начинает летать, отвлекая внимание врага на себя. Выводок держится вместе до того момента, пока молодые не оперятся и не поднимутся на крыло. Вскоре после этого выводки начинают объединяться в стайки, что в разных районах ареала наблюдается в разные числа августа. Селезни хохлатой чернети линяют дважды в год: полностью летом и частично осенью; у самок летняя линька тоже неполная. После подъема на крыло молодых и окончания линьки взрослых уток начинается подготовка к осеннему отлету. Осенний отлет начинается сравнительно поздно, в северных частях в первой половине сентября, в южных в конце сентября - первой половине октября. Продолжается он долго и полностью заканчивается к ноябрю. Хохлатая чернеть почти исключительно животноядная утка. Питается преимущественно моллюсками, в меньшей мере личинками насекомых (хирономид, стрекоз и др.), водными ракообразными и мелкой рыбешкой. Растительные корма потребляются лишь в незначительном количестве как примесь к животным или при недостатке пищи. Хотя качество мяса хохлатой чернети заметно ниже, чем речных уток и красноголового нырка, тем не менее ее значение как объекта охоты велико. В ряде районов она добывается ружьем в большом количестве и занимает значительный удельный вес в дичном промысле. Кроме того, хохлатая чернеть не боится соседства человека, нередко гнездится в населенных пунктах и с успехом может быть использована для заселения водоемов пригородной зоны больших городов в декоративных целях.

Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow

Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Авифауна Кубани © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Ворона серая / Corvus cornix / Hooded crow
Морской порт Новороссийск
Суджукская лагуна, полуостров Абрау,
Новороссийская (Цемесская) бухта,
Черноморское побережье Кавказа.
Краснодарский край, Россия.
* * *
Наблюдение за птицами предгорий Кубани и
Черноморского побережья Кавказа /
Орнитологический фотодневник /
Фотобёрдинг © Торгачкин Игорь Петрович /
Birdwatcher Igor Torgachkin, Novorossiysk, Russia.
* * *
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Птицы
Отряд: Воробьинообразные
Семейство: Врановые
Род: Вороны
Вид: Серая ворона
Международное научное название
Corvus cornix (Linnaeus, 1758)
* * *
Ворона серая / Corvus cornix - обитает в Европе - на восток от р. Эльбы и в Западной Сибири. На западе Европы и в бассейне р. Енисея она встречается с родственным видом - черной вороной (Corvus corone), которая занимает также большой ареал. В местах встреч этих форм ворон существует широкая полоса гибридных популяций.
Ворона и орех
Я давно знал и много читал о сообразительности ворон. Много раз видел сам, как они умело добывают себе пропитание. С каким упорством ворона разбивает грецкий орех. Если повезет, обязательно понаблюдайте за этим. Ворона, зажав в клюве орех, взлетает на дерево или фонарный стол, что бы с высоты сбросить орех на землю. Если он сухой – расколется, если влажный, то она подберет его и вновь взлетит, но уже сядет повыше. И опять бросит, но уже с усилием. И так до тех пор, пока не получит доступ к сердцевине. Иногда я видел, когда ворона просто бросала орех об асфальт с высоты своего роста. Это так уморительно выглядит. Пытаясь, стать повыше ростом, ворона становиться на коготки и запрокидывая голову, с размаху бросает орех об асфальт, после чего она тщательно обследует орех на предмет раскола. Если раскололся, то ворона раскроет орех клювом и примется поедать сердцевину. Но, как правило, орех с первого раза никогда не раскалывается, и тогда вороний танец « на цыпочках» может длиться до получаса. И потеха невольному зрителю обеспечена. Но однажды мне повезло увидеть истинный апогей смекалки вороны. Просто представьте себе карман автобусной остановки. Стоит толпа людей, ждущих автобус. На углу «кармана», на  бордюре, невозмутимо сидит ворона с орехом в клюве. Мне сразу показалось это странным. И я решил подождать, пока она не улетит или не взлетит на столб, он как раз был рядом. Но я очень ошибался. Ворона ждала автобус!!! Подошел автобус, ворона деловито потопталась на бордюре, я даже подумал, что она высчитывает расстояние для броска ореха. Но ворона поступила по-другому. Она спрыгнула с бордюра прошла несколько своих вороньих шажков и аккуратно положила орех на асфальт. Я был в шоке. Она подложила орех под переднее колесо автобуса, когда он будет выезжать с остановки и непременно наедет краем, именно краем, колеса. Она вальяжно вернулась на бордюр и стала ждать. Автобус тронулся и медленно стал выворачивать с остановки. Я замер вместе с ней.… Но колесо проехало мимо. Ворона негромко каркнула. Быстро подхватила орех и вернулась на место и стала ждать другой автобус. И когда он подъехал, она опять положила орех на то же самое место. И опять ожидание. Автобус тронулся и наехал точно краем колеса на орех, от резкого прижатия он отскочил с силой из под колеса и ударился об основание  бордюра и раскололся пополам. Ворона быстро собрала сердцевину и спокойно улетела. А я, остался стоять, потрясенный увиденным. Я  думал, она под колесо уложит орех, что бы раздавить его, но подсчитать траекторию отскока - это уникально! Поверьте, я действительно видел это однажды. С тех пор я всегда наблюдаю за воронами, но такого больше не видел.
© Сергей Духно
* * *
Долгое время нас учили, что человек отличается от животных тем, что использует орудия. Зоологи (главным образом не наши, а иностранные) возражали, указывая на шимпанзе, которые палочкой выковыривают термитов из термитника, на каланов, которые разбивают камнем морского ежа, положив его себе на грудь, на галапагосского вьюрка, вытаскивающего из-под коры вкусную личинку с помощью длинной кактусовой колючки. Сторонники марксистской теории поправились: "человек использует не случайно подобранные в природе подручные средства, а специально произведенные орудия". Вряд ли черная ворона, хорошо знакомая всем дальневосточникам (эта сплошь черная птица очень близка к нашей серой вороне и в местах совместного обитания скрещивается с ней), задалась целью поспорить с диаматом. Она просто научилась разбивать орехи с помощью специально изготовленного орудия. Правда, изготовленного не ею самой. Это орудие называется автомобиль! Маньчжурский орех - дерево видное, красивое. Им хорошо обсаживать улицы. И орехи очень вкусные. Но какая же толстая у них скорлупа! Ни вороньему клюву, ни человечьему зубу не по силам. Не всяким молотком разобьешь... Есиаки Нихей с кафедры психологии Университета Тохоку, что в Каваути - пригороде японского города Сендай, исследовал необычное поведение черной вороны. Подобравши маньчжурский орех под деревом на обочине, на шумной городской улице, эта птица поднялась повыше и сбросила его на асфальт с высоты четвертого этажа, а он не разбился. Тогда ворона подхватила орех клювом, вышла на дорогу и подложила его под колесо затормозившего на красный свет автомобиля. Вспыхнул зеленый, машина проехала по ореху, он раскололся, и ворона спокойно подобрала вкусные крошки. Е. Нихей наблюдал за вороньими ухищрениями почти два года. Видел десятки подобных случаев. Точно зафиксировал все обстоятельства, включая даже то, не было ли рядом других ворон и сколько времени ворона ждала, чтобы подобрать расколотый орех. Вывод однозначен: вороны колют орехи автомобилями сознательно и целенаправленно. Именно тогда, когда орех либо слишком твердый, либо еще не выпал из мягкой оболочки, которую птицам не хочется расклевывать из-за ее горького вкуса. Чаще всего вороны подкладывают орехи под машины на двух пересекающихся и обсаженных ореховыми деревьями улицах. И чаще всего они подкладывают орехи прямо под колеса машин, остановившихся на перекрестке на красный свет. Причем подходят пешком! Впрочем, Япония - страна законопослушная, джигитов, едущих непременно на красный, там не водится, и гуляющие на перекрестке вороны в безопасности. Крошки они подбирают, когда одни машины уже прошли на зеленый (по орехам), а другие еще не подошли: город не очень велик, и движение там не как в Москве на Садовом кольце или на Гиндзе в Токио. Есть и варианты. Был случай, когда ворона положила на пути машины не один орех, а сразу несколько. Однажды птица подложила орех прямо под колесо машины, еще не остановившейся, а медленно подъезжавшей к перекрестку. В другой раз ученый видел, как ворона подошла прямо к замедлявшей ход машине, так что водитель испуганно нажал на тормоз, и запихнула орех под шину. Только два раза было замечено, что ворона клала орех на тихой улочке, где нет движения. Что же теперь делать диаматчикам? Ведь вороне не докажешь, что автомобиль сделан не специально для раскалывания орехов. Написать, что человек использует орудия, специально произведенные им самим, - но много ли среди нас таких, кто сам сделал себе, например, гаечный ключ и отвертку для ремонта домашней сантехники?
Недавно скоростному японскому поезду несколько раз пришлось применять экстренное торможение - все на одном участке дороги - потому что на рельсы был положен посторонний предмет. Установили автоматическую кинокамеру. Оказалось - ворона. Этот телесюжет показывали по всему миру, в том числе и у нас. Экспериментируют черные умницы!
Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ» / Доктор биологических наук К. НЕСИС
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
• TORGACHKIN •
Торгачкин Игорь Петрович
* * *