08 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Бахчиванджи / Krasnodar, Bakhchivandzhi Street

Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Бахчиванджи
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Бахчиванджи - улица в Краснодаре рядом с улицами: Защитников Отечества, Аршинцева, Ивана Рослого, Безкровного и Ивана Кожедуба.
* * *
Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года». Григорий Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в кубанской станице Бриньковской (Приморско-Ахтарский район). Его отец Яков - грек по национальности - приехал в станицу по приглашению местного купца ремонтировать паровую мельницу, женился на местной казачке Марии Ефимовне Гречаной и остался. К сожалению, женщина умерла, когда Григорию - второму сыну в семье Бахчиванджи - было всего шесть лет… В родной станице мальчик окончил семилетку и помогал отцу на мельнице, регулировал работу парового двигателя, трансмиссии и других механизмов. С 1925 года работал в литейной мастерской, затем был помощником машиниста паровоза в Приморско-Ахтарском локомотивном депо, позже строил завод в Мариуполе, работал слесарем. Когда в 1931 году парня призывали в армию, Григорий попросил направить его в авиацию. В военкомате технически грамотному пареньку пошли навстречу. Бахчиванджи стал техником по вооружению самолетов, но мечтал выучиться на летчика. Это стремление привело его в Оренбургскую летную военную школу, где он вскоре вошел в число лучших курсантов. В 1935 году он заканчивает училище, прибывает в полк, но надолго в войсках не задерживается. Младшего лейтенанта, продемонстрировавшего отличную технику пилотирования и глубокие знания самолета вскоре переводят в отряд летчиков – испытателей при Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил. Данная молодому летчику характеристика представляла его, как принципиального и решительного командира. Подчеркивалось, что у Г.Я. Бахчиванджи пытливый ум, есть склонность к анализу и исследованиям. Это подтвердилось на деле: заключения Григория Яковлевича о самолетах и моторах всегда были компетентными и высококвалифицированными. Еще до войны Григорий Яковлевич принял участие в целом ряде испытаний боевой техники, а его имя в советской авиации стало синонимом слова «ас». В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи ушел на фронт. Он - участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, сформированного из летчиков – испытателей. На фронте Григорий Яковлевич во всем блеске проявил свой летный талант. Воевал на истребителе МиГ-3, который сам же «опробовал» накануне войны. Среди первых воздушных побед - уничтожение двух вражеских самолетов разведчиков Do-215. В тот день весь авиаполк под командованием П.М. Стефановского вылетел на боевое задание, а Бахчиванджи был оставлен на «базе» для прикрытия возвращающихся истребителей. Не прошло и 10 минут, как над аэродромом появился немецкий Do-215. Бахчиванджи, прямо со стоянки, устремился к противнику, зашел ему в хвост и метров с 50 открыл огонь. Объятая пламенем вражеская машина упала на окраине аэродрома. В это время из облаков вывалился еще один «Дорнье». Бахчиванджи, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и вновь открыл огонь. Перевернувшись через крыло, вражеский самолет устремился к земле… Дальнейшие события подробно описаны командиром полка Стефановским: «…нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас последует штопор и… Но этого не случилось - мастерский разворот. И самолет с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолету. …Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика, его белое шелковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом полете одержать две блестящие победы. Затем осматриваем его самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями. Действительно, посадить такую «мертвую» машину был способен только испытатель…» За первый месяц войны Григорий Бахчиванджи сбил два вражеских самолета лично и три, действуя в группе, а в августе 1941 года его, в составе группы летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывают с фронта. Капитана Бахчиванджи снова прикрепляют к НИИ ВВС для испытаний новой авиатехники. Тогда в конструкторском бюро шла разработка самолета-перехватчика БИ–1 с жидкостным реактивным двигателем. Работа над новой машиной оказалась трудной и опасной, поскольку и летчики, и инженеры ступили на «неизведанную» территорию. Случалось всякое. Так, в феврале 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде произошел взрыв, во время которого головка двигателя сорвалась с креплений, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но вместе с инженерами он продолжал активно работать. 15 Мая 1942 года Григорий Бахчиванджи выполнил первый полет на этой машине, открыв тем самым эру реактивной авиации. Со знаменательным событием его поздравили друзья и коллеги. По словам очевидца Василия Павловича Мишина: «все понимали, что присутствуют при рождении новой ракетной эры авиации. Впервые прозвучала команда не «от винта» а «от хвоста». В послеполетном донесении летчик - испытатель Григорий Бахчиванджи отмечал, что полет на самолете БИ-1 в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают. Сидя в передней части самолета, пилот имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы. Расположение рычагов и приборов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена. По легкости управления самолет превосходит современные истребители. За этот полет Григорий Бахчиванджи был награжден вторым орденом Ленина (первым ранее были отмечены его заслуги на фронте). Бахчиванджи отлично понимал, насколько опасна его работа и какие трудности она таит. Современники вспоминали, что однажды он сказал: «Я знаю, что разобьюсь на этом самолете. Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв, все равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». К сожалению, в предчувствиях испытатель не ошибся. 27 марта 1943 года, тестируя скоростные характеристики истребителя, Григорий Бахчиванджи разогнал машину до 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 километров в час, на высоте около 2000 метров самолет неожиданно перешел в пикирование, и под углом в 50 градусов, вместе с пилотом упал в 6 километрах южнее аэродрома. Поначалу специальная комиссия решила, что при остановке двигателя на режиме полной тяги, Бахчиванджи ударился головой об оптический прицел, и потерял сознание. Другой версией стала возможность самопроизвольного выпуска в полете одной из лыж, нарушившей управляемость машины. Настоящая причина оказалась в другом. Но обнаружить ее сумели лишь через несколько лет, после постройки новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Оказалось, что на самолете с прямым крылом, какое было у БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться практически невозможно… Через много лет после смерти Бахчиванджи - в 1962 году - его полеты были изучены более подробно и встал вопрос о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но этого решения пришлось ждать долгие годы. Советская бюрократия утверждала, что за испытания первого в мире боевого истребителя с реактивным двигателем Г.Я. Бахчиванджи уже был награжден орденом Ленина… Однако, многие видные государственные деятели и военные начальники продолжали настаивать на том, что необходимо самым достойным образом отметить вклад этого удивительного человека в развитие советской авиации. 28 апреля 1973 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытаниях первых советских самолетов с реактивными двигателями и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, присвоить звание Героя Советского Союза летчику - испытателю капитану Григорию Яковлевичу Бахчиванджи». Имя летчика носят улица и школа на родине героя - в станице Бриньковской. Там же стоит памятник пилоту, работы краснодарского скульптора Жданова. А в год 50–летия Великой победы имя летчика - испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи было присвоено и одной из новых улиц кубанской столицы.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *