08 марта, 2024

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Первенцева / Krasnodar, Pisatelya Perventseva Street

Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Писателя 
Первенцева А.А.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Первенцева А.А. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
(1905-1981гг.)
русский писатель, драматург, публицист
Первенцев Аркадий Алексеевич родился 26 января 1905 года в маленьком селе Нагут на границе Ставрополья с Кубанской областью в учительской семье. Аркадий был родственником Владимира Владимировича Маяковского, их матери были двоюродными сестрами. Детство Первенцева прошло в станице Новопокровской, где он жил в доме деда Андрея Никаноровича Афанасьева. В станице Новорождественской, где жила его семья, он вступил в комсомол. И это комсомол дал Первенцеву первую политическую закалку, многое определил в его творческой и общественно-политической деятельности. В 1925г. писателя выдвинули на работу в райполитпросвет Тихорецкого района, послали на краевые курсы в Таганрог. Окончив их, он работал инспектором по ликвидации неграмотности среди населения. В 1926г. рабочие Тихорецких паровозных мастерских избрали его депутатом городского Совета. Для молодого человека, комсомольца, это было большой честью. Хорошей жизненной школой стала для будущего писателя действительная служба. Служил он в кавалерии, и к концу службы из рядового курсанта вырос до командира сабельного взвода. После демобилизации Первенцев вернулся в Тихорецк и снова активно включился в дела комсомола. В 1929г. комсомол направил Аркадия Алексеевича учиться в Московское высшее техническое училище им.Н.Баумана. Энергичный, общительный, неутомимый, он сумел быстро войти в ритм московской жизни. После окончания института работал директором филиала Московского машиностроительного института на заводе «Динамо». Первенцев был автором, много писавшим и востребованным советским руководством, автором, чье творчество всегда было открыто ориентированным на «генеральную линию» партии и государства. Произведения Первенцева сразу же издавались большими тиражами, не раз были удостоены государственных премий, он занимал высокие посты в Союзе писателей. В литературу Первенцев пришел в конце 1930-х, когда были опубликованы его первые рассказы «Васька Листопад» и «Бессилие смерти», сборник рассказов «Бодрость» (1937г.), а вскоре и романы. В первом из них - «Кочубей» (книга 1 и 2 – 1937г.) была развернута драматическая хроника событий Гражданской войны на Кубани и в Ставрополье и создан романтический образ одного из ее героев, имя которого стало заглавием романа. Незадолго до начала Великой Отечественной войны появился второй роман Первенцева - «Над Кубанью» (кн.1-3, 1938-40гг.), явившийся своеобразной предысторией первой книги. В нем речь шла о событиях, предшествовавших Октябрьской революции, о Гражданской войне и судьбах революционного казачества на Северном Кавказе. О персонажах этого произведения А.Н.Толстой сказал, что от них протянулись генетические линии к героям Великой Отечественной войны. Высоко оценили начало пути Первенцева и другие писатели (А.Макаренко, Ф.Гладков). В самом начале Великой Отечественной войны Первенцев в качестве корреспондента газеты «Известия» оказался на Урале. По горячим следам событий он пишет ряд очерков и рассказов, а также роман «Испытание» - первое крупное произведение о событиях военного тыла, о тех, кто в невероятно трудных условиях развертывал и совершенствовал самолетостроение. В конце 1942г. роман вышел в свет. Весной 1942г. редакция «Известий» командирует Первенцева на Южный фронт. Он принимает участие в боях за Крым и Кавказ, в освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии, Севастополя. Фронтовая и центральная печать регулярно публикует его статьи, очерки и рассказы («Ночь над Севастополем», «Орлы дальних полетов», «Валька с торпедной «девятки», «Железный батальон» и др.). С этих пор тема Великой Отечественной войны становится одной из ведущих в творчестве Первенцева. Эта же тема развивается в сборнике рассказов «Гвардейские высоты», «Люди одного экипажа», «Шестнадцатая весна», «Девушка с Тамани». Раны, полученные во время войны дали о себе знать, и Первенцев серьезно занимается своим здоровьем. В городе Горячий Ключ, писатель заканчивает роман «Огненная земля» - о трагической и героической истории легендарного керченского десанта, там же он пишет новый роман «Честь смолоду» - о стойкости и мужестве советской молодежи в борьбе с фашизмом и пьесу «Южный узел». Он занимается геологией родного края, выезжает на промыслы, ставит вопросы по расширению добычи нефти в мало обследованных районах. Его прогнозы потом оправдались – геологи обнаружили богатые залежи нефти, а позже и газа. В качестве специального корреспондента «Известий» зимой 1945г. Первенцев выезжает на организованный англичанами процесс над фашистскими военными преступниками в город Люнебург. Когда процесс стал затягиваться, писатель вылетает в Берлин и начинает поиски свидетелей обвинения среди бывших узников лагеря, и пишет гневную статью «Неопрошенные свидетели». В начале 1946г. Первенцев вылетает в Лондон для участия в заседаниях первой сессии Организации Объединенных Наций. Все увиденное претворилось потом в пьесе «Младший партнер». В послевоенной литературе тема борьбы за мир заняла почетное место. Поездки по разным странам помогли писателю создать киносценарии «Братья», «Герои Шипки», «Фортуна». В последующие годы появились произведения, написанные уже на новом материале: роман «Матросы» (1961г.) - о советском флоте в мирные дни, о людях, возрождающих Севастополь, «Гамаюн - птица вещая» (1963г.) - о жизни рабочих-москвичей, героев предвоенных пятилеток, «Оливковая ветвь» (1965г.) - о послевоенной борьбе за мир и дружбу между народами. Первенцев писал о трудной жизни подводников «Остров надежды» (1968г.), о металлургах Подмосковья «Космический сплав», о пограничниках послевоенной Западной Украины (1-я книга дилогии «Секретный фронт», 1972г.) и их последующей оперативной работе в южном портовом городе (2-я книга дилогии, которую Первенцев дописал уже, будучи тяжело больным). Первенцев отдал дань и земле своего детства - повесть «Баллада о детстве», роман «Директор Томилин», в котором наряду с рассказом о крупной индустрии, и ее людях возникают экскурсы в историю, во времена Гражданской войны в Приазовье. Первенцев писал о прекрасной, щедрой и плодородной земле Кубани и Приазовья, которая периодически подвергается страшнейшим природным катаклизмам: смерчи, наводнения и т.д. В неравную борьбу со стихийными бедствиями вступают рыбаки и колхозники-хлеборобы, временами погибающие в этой борьбе так же, как и на войне (роман «Черная буря»). Первенцев много бывал за рубежом в составе различных делегаций - об этом ряд путевых очерков: «В Корее» (1950г.), «В Исландии» (1952г.), «Выход в океан» (1958г.) и др. В 1977г. вышла книга «Оружие памяти», где Первенцев рассказал о задачах литературы, как он их понимал. Секрет таланта Аркадия Первенцева - в тесной связи с жизнью в глубокой гражданственности и титанической работоспособности, о чем свидетельствуют его многократно издававшиеся романы, повести, пьесы, киносценарии, очерки, статьи, популярные не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Умер Аркадий Алексеевич Первенцев 30 октября 1981 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *